Особенности взаимодействия замещающих родителей и детей

Особенности взаимодействия замещающих родителей и детей

Во взаимоотношения замещающих родителей и их приемных детей должны превалировать чуткость, доброжелательность, искренность, уважение к личности, бережное отношение к ребенку, терпимость к его неудачам и нежелательному поведению, справедливость, любовь и забота. Замещающие родители должны акцентировать внимание на обустройство жизненного пространства подопечного, непрямое воздействие на него, выстраивание педагогически целесообразной дистанции в общении. В любых воспитательных акциях должны отсутствовать импульсивность, страстность, а господствовать спокойствие, благоразумие, обдуманность воспитательных действий.

Взрослые должны ориентироваться на постоянную подстраховку ребенка в сложных жизненных ситуациях, должны быть готовы к возможным рецидивам, возврату к повторному формированию жизненных навыков приемного ребенка и к осознанию необходимости неоднократно в воспитании все начинать сначала.

Существует 4 направления воспитательной деятельности в замещающих семьях:

  • Сохранно-восстановительное. Оно предусматривает создание благоприятных условий для нормального развития физического, психологического (эмоционального), социального здоровья приемного ребенка.
  • Общеразвивающее. Предполагает развитие индивидуальности ребенка в процессе специально создаваемых образовательно-воспитательных ситуаций в замещающей семье. Главное внимание здесь обращается на развитие потенциалов ребенка, его обучаемость.
  • Социально-ориентирующее. Ориентировано на установление эмоциональных связей у приемного ребенка для развития его позитивного социального самочувствия, безопасности своего существования, собственной защищенности.

 

Особенности взаимодействия замещающих родителей и детей

Если вы взяли ребенка, воспитывавшегося в учреждении, то в первые дни и недели его пребывания в семье у него могут возникнуть кажущиеся странными особенности поведения.

В этой памятке рассмотрены основные причины специфических особенностей поведения детей в первые месяцы адаптации в новых условиях и предложены некоторые рекомендации, как сгладить возможные проблемы и упростить ребенку привыкание к семье и ее укладу.

Дело в том, что почти во всех детских сиротских учреждениях в связи с особенностями их организации к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребенка и вырабатывающий привычку к жестким нормам и правилам. Другой фактор — это практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин и, соответственно, опыта общения детей с ними. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на ваши действия и слова.

Помните:

1.   У ребенка был жесткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, каков был режим для данного ребенка в учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть у вас дома режим сместится в эту сторону, но не сильно.

2.   Выясните предпочтения в еде, чем он питался. Не настаивайте, если ребенок будет отказываться от каких-то ценнейших, на ваш взгляд, продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он все это начнет есть сам.

3.   Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга. Маленького ребенка непривычные игрушки могут и напугать. Если возможно, попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы, знакомые ему по учреждению и создающие у него ощущение знакомого и приятного.

4.   Не перегружайте ребенка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребенок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.

5.   Устраните новые для ребенка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.

6.   Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.

7.   Если что-то ребенку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это все и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьезным расстройствам или аллергическим реакциям у ребенка. Умеренность и постепенность в это время для ребенка гораздо важнее мер по компенсации обделенности его в чем-либо.

8.   Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребенка на самом первом этапе. Необходимо, чтобы он почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь — стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так ее будет предостаточно. Даже более старших детей, как бы вам ни хотелось дать им всего как можно больше и скорее, не торопитесь перегружать новыми впечатлениями. Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте им сначала достаточно ознакомиться с домом.

9.   Не надейтесь, что ребенок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.

10. Первое время старайтесь быть с ребенком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь. Чтобы было проще представить, что происходит с ребенком во время первых дней освоения нового дома, попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу. Примерно так чувствует себя ребенок. И единственный человек, кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности, — это вы.

просмотров.